И. Долгополов "Ошибка профессора Николини" (О.A.Кипренский «Портрет А.К.Швальбе») Неаполитанский профессор Николини негодовал. "О мадонна! - восклицал он. - Как смел какой-то русский Кипренский присваивать себе авторство полотна, явно написанного кистью гениального Рубенса!" Коллеги маститого ученого тоже были шокированы. Ведь всякий профан различит волшебный колорит маэстро Питера Пауля. А мощная лепка портрета, тончайшие лессировки в тенях. "Нет, это чудовищная наглость", - дружно решили они... В ту пору итальянцы еще не ведали имен Брюллова и Александра Иванова. Ничего не знали о русской школе. А она была... Все кончилось конфузом. Атрибуция холста установлена неопровержимо: „Портрет А. Швальбе" создан в 1804 году Орестом Кипренским. Тогда мастеру, изумившему неаполитанских знатоков, исполнилось двадцать два года. С гордостью писал о нем А. Сомов: "О. А. Кипренский - один из лучших когда-либо существовавших портретистов. Работы его рассеяны по всей Европе и ценятся очень дорого. В них, кроме необыкновенного сходства, колорит блестящий, а рисунок правильный, так что в этом отношении уступает русскому художнику сам Ван Дейк". „Портрет А. Швальбе" был действительно феноменален. По виртуозности мастерства живописи. А главное, по глубине раскрытия силы характера. Можно понять удивление профессора Николини и его друзей. Они, очевидно, запамятовали или вовсе не знали, что русский Эрмитаж обладал несравненной коллекцией шедевров. Но эти заблуждения и забывчивость европейских знатоков искусства - их приоритет. Не наш. ...Сын крепостной девки Анны Гавриловой и помещика, бригадира Алексея Степановича Дьяконова родился 13 марта 1782 года. Уже шести лет Дьяконов определил Кипренского (названного так позже) в Академию художеств. В шесть лет? Да! Там еще в 1764 году по указанию Екатерины II было открыто Воспитательное училище. Будущий художник прошел детские, юношеские и отроческие степени. Проявив незаурядные „художнические наклонности", он в 1797 году поступил в высшие классы Академии, которые с блеском окончил в 1803 году. Запомните. Образование Ореста-живописца продолжалось пятнадцать лет. Он прошагал путь от сельского несмышленыша до мастера европейского масштаба, и портрет А. Швальбе, сразивший неаполитанских искусствоведов, был создан через год после окончания Академии. Огромную роль в его становлении сыграл санкт-петербургский Эрмитаж. Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс... Рабочий альбом Кипренского показывает нам мудреный и глубоко эмоциональный характер молодого человека. Рисунки с натуры. Строки стихов поэтов-романтиков. Цитаты философов античности. Юноша был не без странностей. „Астрологию купить надобно", - читаем мы... „Великая судьба - великое рабство". Эти слова Сенеки заставляют о многом помыслить. Кипренский дерзко преодолел в себе ученика. Он увидел мир восторженным оком живописца, влюбленного в Природу. Этот восторг Орест передал зрителям. И они поняли его. Надо знать, что в дни юности Кипренского еще жили и творили бесподобные русские портретисты Левицкий, Рокотов, Боровиковский. Их шедевры могли служить украшением любого музея мира. Но это было искусство XVIII века. Кипренский шагнул дальше. В его полотнах без намека на жест, позу, репрезентативность встал Человек. Одна из записей художника гласит: „Кто говорит, что чувства нас обманывают?" Краткая сентенция становится кредо всей жизни мастера. Не всегда она приводила Ореста к правильным решениям. Но пока молодость, слава, талант были в зените, он побеждал. В 1809 году, осененный столичным успехом, Орест Кипренский приезжает в Москву. Его встречали как долгожданного гостя. Радушно, хлебосольно. Живописец находился в самом расцвете таланта. „Мальчик Челищев". 1809 год. Крошечный атом человечьей махины. Русский мальчишка. Простодушный. Открытый и пленительный, как окно в цветущий сад. Каково его имя? Какое поприще уготовила ему судьба? Доверчивые глаза. Широко поставленные, с задорным блеском, удивленно-вопрошающие, черные, как спелая вишня, бесстрашно и задумчиво вглядываются в завтра. Обаятельный образ детства. ...Однажды великого Фарадея спросили, какая польза от его очередного опыта. Ученый лукаво усмехнулся: „Скажите, а какая польза от новорожденного?.." Приподнял тонкие дуги бровей юнец. Непокорные пряди волнистых волос свободно обрамляют овал его белого, чуть румяного лица. Падает непослушная челка на чистый, еще не отмеченный заботами лоб. Милые, с еле заметной косинкой глаза что-то подглядели. Пухлые губы готовы улыбнуться. Мальчуган пригож. Белый воротничок. Синяя курточка. Красный жилет. Все чинно и не по возрасту степенно. Какое-то неуловимое достоинство человечка чарует. Поистине „Мальчик Челищев" - дитя нашей большой, просторной земли. В портрете колдовски мерцают и будущее мужество, грядущие томления и терзания. Они спрятаны в уголках губ. В настороженности взгляда. До самого последнего времени судьба мальчика Челищева была неизвестна. Но наконец исследование, предпринятое Т. В. Алексеевой, увенчалось успехом. Александр Челищев появился на свет 29 декабря 1797 года. Значит, подростку на портрете двенадцать лет. Его отец генерал-лейтенант А. И. Челищев был женат на М. Н. Огаревой. В год написания холста был принят в Пажеский корпус. 29 августа 1812 года выпущен прапорщиком и зачислен в 49-й егерский полк. Не прошло и месяца, как пятнадцатилетний офицер уже участвует в схватке под Малым Ярославцем и проходит боевое крещение в огненной купели Отечественной войны. В 1820 году получил звание штабс-капитана. Вступил в „Союз благоденствия". За свободомыслие и в связи с „норовской историей", неугодной власть предержащим, был переведен в другой полк. После роспуска крамольного „Союза благоденствия" вошел в тайное общество. Об этом свидетельствует Никита Михайлович Муравьев. В активных делах декабристов участия не принимал. После разгрома восстания находился под полицейским надзором. В 1827 году Челищев вышел в отставку. Через шесть лет счастливо сочетался браком с Натальей Алексеевной Пушкиной. У них выросли два чудесных сына-близнеца. Он почил в кругу семьи 4 января 1881 года. Такова была сложная, простая и честная планида русского паренька Александра - сына своего века. „Мальчик Челищев" - шедевр мировой живописи. Художник сердцем почувствовал еще неведомую, скрытую от всех судьбу милого мальчугана. Особая романтическая взволнованность автора невольно передается нам. Перед зрителем XX века - далекий и такой близкий маленький Человек. Поразительно раскованна, свободна живопись портрета. Удары виртуозной кисти, наполненной густой краской, сочетаются с филигранными деталями. Глаз не ощущает в этом полотне никакой манеры. Мы лишь чувствуем раскрывающееся перед нами чудо бытия.
...Флоренция. В галерее Уффици экспонируется „Автопортрет" Кипренского. Это первый русский художник, которому была оказана высокая честь представлять искусство своей Родины в стенах знаменитого итальянского музея. Так неотвратимая история исправила ошибку профессора Николини.