Вы
никогда не задумывались о том, почему
нас всех так тянет к морю? Может быть
потому, что старик Дарвин был всё- таки
прав и мы «вышли» из воды. А может потому,
что моря и океаны влекут нас к себе своей
таинственностью и огромными просторами.
Влекут своей непознанностью и
непокорённостью. Мы зачарованы бескрайними
просторами, в которых существует совсем
другой отдельный мир на планете Земля,
который нам ещё предстоит покорить.Сколько
существует человечество, столько люди
создавали плавательные средства, чтобы
иметь возможность осваивать моря.
Начиная от простых и примитивных
судёнышек древних цивилизаций до
современных, самых
больших кораблей.
С развитием науки и технической мысли
создавались всё более совершенные и
большие по размерам судна. Это давало
возможность государствам завоёвывать
больше территории, увеличивать торговлю
и показать свою мощь.
Совсем
недавно учёными были обнаружены подробные
чертежи кораблей Древнего Китая. Даже
по современным меркам они поражают
своей величиной. Первое упоминание в
летописях о китайских пяти и даже
семимачтовых кораблях относится ещё к
первому веку. Они возвышались над водой
так, для того чтобы взобраться на палубу
нужна была лестница высотой в десятки
метров. Эта великая культура подарила
миру много открытий и определила
направление развития кораблестроения
на тысячелетия вперёд. Среди развалин
города Ангкор в Камбодже сохранился
камень, на котором изображен, по мнению
многих археологов корабль китайского
флота. Это первый в истории рисунок
океанского судна.
Китайцами
был изобретён компас и придумано строение
корабля с внутренними водонепроницаемыми
перегородками, подобно бамбуку. К началу
15- го века наступает расцвет Империи и
создаётся самый
большой деревянный
флот в истории, как по размерам кораблей,
так и по количеству. Это
было задолго до колумбовых открытий и
покорения материков европейцами.
Строились корабли — джонки средней
длиной около 400-ёх сот метров, которые
имели до девяти мачт. Их кили были до
десяти метров, а якоря весили до трёхсот
килограмм. Флотилия состояла из суден
различного предназначения, на которых
перевозили отдельно воду и животных,
чтобы обеспечить провизией мореплавателей
во время длительных путешествий. Был
даже специальный земляной корабль, в
трюмах которого выращивались рис и
соя.Проходят
столетия и кораблестроение развивается
дальше. Огромный скачок в науке и технике
в начале XX- го века привёл к амбициозным
планам конструкторов по строительству
самого большого корабля за всю историю.
Из судоверфей выходит «Титаник». Самый
знаменитый корабль с трагической
судьбой. В нём было воплощение самых
смелых фантазий инженеров того времени.
Высота от киля до кончика четырёх труб
составляла 53,4 метра, а длина около 265
метров. Машинное отделение, благодаря
которому «Титаник»
развивал самую большую скорость на то
время, содержало 159 угольных топок и 29
паровых котлов. И кто знает, сколько
этот великан бороздил бы воды, если бы
не роковая встреча с ледяной глыбой
посреди океана. В
наше с Вами время, время развития
передовых технологий и современных
открытий, появилась возможность строить
более современные, надёжные и большие
корабли.
Наука не стоит на месте и современные
конструкторы — кораблестроители создают
самые большие корабли в мире. В каждом
из видов кораблей есть свои рекордсмены. Самый
большой на сегодня танкер в мире по
перевозке сырой нефти «Синь
Буян»
был совсем недавно спущен на воду со
стапелей китайской судоверфи Guangzhou
Zhongchuan Longxue Shipbuilding и
скоро отправится в своё первое плавание.
Этот гигант, водоизмещением 350 тысяч
тонн, имеет палубу длиной 333 метра и
шириной 60 метров. Он способен перевозить
до 308 тонн нефти. Танкер оснащён по
последнему слову техники и способен
выдерживать самые сильные штормы.
Китайцы, которые всегда свято чтят свои
традиции, постепенно вновь выходят на
первые места в рейтингесамых
больших кораблей.
Им принадлежит и самый большой до
недавнего времени контейнеровоз «Xin
Los Angeles»,
изготовленный компаниейSamsung Heavy Industries
и имеющий ширину 45,6 метров, а длину-
336,7 метров. Но
летом 2006 года он уступил пальму первенства
контейнеровозу «Emma
Maersk».
Это судно, самое большое из ныне
действующих в этом классе, построено в
Дании и сконструировано под руководством
известного конструктора АрнольдаМёллера.
Габариты контейнеровоза: ширина палубы
56 метров, длина 397 метров и осадка корабля-
15,5 метров. Грузоподъёмность рекордсмена
составляет 171 тысячу тонн. Его сердце —
самый
большой в мире дизельный
двигатель с турбонаддувом, мощностью
в 109 л/c и диаметром цилиндров около
метра. Своё творение Арнольд
Мёллер посвятил
умершей жене, назвав корабль её именем.
Он очень любил её и прожил с ней вместе
долгих 65 лет. Большая любовь увековечилась
в большом корабле.
Самым
большим,
длинным и высоким из когда- либо
построенных военных кораблей до сих
пор считается американский авианосец
«Энтерпрайз»,
который имеет длину 335,8 метра. Он с 1962
года несёт боевую вахту в ВМС США,
пережив уже много ремонтов. Этот «старик»
является символом боевой славы и
гордостью Америки, поучаствовав во
многих войнах.
Россия
также может гордиться своим флагманом
Северного флота — атомным ракетным
крейсером «Пётр
Великий»,
который признан самым большим в мире
неавианесущим боевым кораблём. Он
способен месяцами находиться в автономном
плавании и отражать любые атаки
противника.
И
наконец, самым-
самым большим из
современных кораблей стал недавно
построенный круизный пассажирский
лайнер «Freedom
of the Seas».
Он уступил только шесть метров в длину
своему сопернику кораблю «Queen
Mary 2».
По всем остальным параметрам ему нет
равных. Этот исполин в длину 339 метров,
в ширину- 56 метров и высотой над уровнем
моря в 63,7 метров. Его грузоподъёмность
составляет порядка 155 тонн. Этот корабль
— как шестой материк, плавающий по
океанам. Он был сооружён на судоверфи
в Финляндии и был спущен на воду в 2006
году. «Freedom
of theSeas»
как отдельное свободное морское
государство, способен принять на свой
борт около четырёх с половиной тысяч
пассажиров, обеспечив их всем необходимым
и на любой изысканный вкус. Он полностью
автономен и оснащён самой современной
техникой. Экипаж насчитывает 1360 человек
состава. На корабле есть всё, включая
даже свои казино, солярии, кинотеатры,
бассейны, спортивные залы и ледовый
каток.
Будем
надеяться, что скоро мы услышим о новых
достижениях кораблестроителей и они
удивят нас ещё более современными и ещё
большими кораблями. И мы будем с
восхищением и с замиранием сердца
смотреть на эти достижения инженерного
искусства. Ведь прогресс не стоит
постоянно на месте. Пожелаем им удачи
и как говорится — «Большому
кораблю — большое плавание!» Виталий
Нуждин.
|